Зарегистрирован: 15.01.2008 Сообщения: 7504 Откуда: Москва
Добавлено: Пн Сен 15, 2008 3:35 pm Заголовок сообщения:
Скульптура и Танец
(перевод некоторых выдержек из статьи Падмы Субраманьям «Роль скульптур в танцевальном искусстве Тамилнад», прозвучавшая на семинаре в рамках Второй Международной Конференции по Тамильским Исследованиям в Ченнае, Тамил Наду 1968 году. Оригинал: http://site.voila.fr/bharatanatyam/Karana.html)
Близнецы братья - искусство танца и скульптуры, на протяжении многих веков развивались в тесной духовной связи, как представление о Божественном сущности в теле танцовщицы Тамил Наду. Слияние этих видов искусств относит нас ко временам рассвета Индийской цивилизации. Фигурка девушки, найденная в раскопках в Мохенджо-даро и относящаяся к доисторической эпохе, может объяснить истоки родственных связей между различными танцевальными стилями Индии. Похожая поза этой фигурки до сих пор может быть обнаружена в различных танцевальных формах страны. Но несмотря на то, что в таком историческом сборнике, как Толкаппиям датируемого 300 г. н.э., упоминаются стили, которые имели исключительно местное происхождение, мы можем утверждать из описания, что они представляли скорей примитивную форму, не получившую дальнейшего развития и систематизации.
Зарегистрирован: 15.01.2008 Сообщения: 7504 Откуда: Москва
Добавлено: Пн Сен 15, 2008 3:39 pm Заголовок сообщения:
Первая историческая эпоха Тамилов хорошо освещена в литературе Сангам (первые три-четыре тысячелетия н.э.). Как утверждают источники, в те времена существовали странствующие труппы музыкантов и танцоров Панар и Виралияр, которые из поколения в поколение передавали традицию исполнения фольклорных песен и танцев ранних веков. Похоже, что их танцевальная традиция также включала использование определённых жестов рук, которые описаны в известном трактате Бхарата Муни – Натья Шастре. Таким образом, сознательная попытка синтезировать местные виды аборигенного фольклора с пришедшими традициями северян, очевидно, привела к возникновению и развитию танцевального искусства, которое было позднее описано в литературном памятнике Силаппатикарам.
Танцовщица и музыканты, Храм Хойсаласвара, Халебид, Карнатака
Падма Субраманьям
Изображение танца в скульптуре не только обнаруживает происхождение и эволюцию искусства Тамил Наду, но также доказывает, что Тамилы были свободны от всяких языковых барьеров в своём бесконечном поиске знания. Так, они находили вдохновение не только в тамильской литературе, но и санскритских источниках, отдавая дань уважения канонам Натья Шастры.
Зарегистрирован: 15.01.2008 Сообщения: 7504 Откуда: Москва
Добавлено: Пн Сен 15, 2008 3:42 pm Заголовок сообщения:
Связь различных Богов с искусством танца создавала мотивацию для скульптура изучать трактат Бхарата Муни перед тем, как ваять Богов из камня. Именно этот источник стал одним из основных факторов, который повлиял и на совершенствование самой скульптуры. Присутствие совершенного образа Нартаки – танцовщицы в храме, побудило мастеров создавать танцевальные скульптуры. Созданные образы, в свою очередь, стали прекрасным наглядным пособием для последующих поколений восторженных приверженцев танцевального искусства. Скульптуры, которые стали олицетворять собой каноны искусства, способствовали его сохранению на все времена. Среди подобных творений, тесно связанных между собой и оказывающих взаимное благотворное влияние, самым важным, как в области танца, так и скульптуры, является Каранам.
Зарегистрирован: 15.01.2008 Сообщения: 7504 Откуда: Москва
Добавлено: Пн Сен 15, 2008 3:48 pm Заголовок сообщения:
Каранам – технический термин, который происходит от Санскритского корня «кр», что означает ‘делать’. Если говорить кратко, то это единица танца, которая являла собой основу любой танцевальной композиции в древние времена. Очень часто каранам путают со значением статической позы. Но так как каранам является комбинацией трёх составляющих элементов, а именно чари – движения ног, нритта хастан (жестов рук) и станам (позы или положения тела), она представляет собой полноценное движение, а не статическую позу. Поэтому каранам можно сравнивать с адаву сегодняшнего классического индийского танца. Также как комбинации адаву составляют тирманам, а комбинации тирманам - танцевальные части, также и определённое количество установленных карана оформляют калапаку, матраку, бхандаку, сангатака и ангахару. Если сравнить с языком, то элементы караны - это алфавит, сами караны – слова, а их комбинации – фразы и предложения.
Зарегистрирован: 15.01.2008 Сообщения: 7504 Откуда: Москва
Добавлено: Пн Сен 15, 2008 3:54 pm Заголовок сообщения:
Трактат Натья Шастра является самым ранним письменным источником, который даёт детальное описание каран. В четвёртой главе Бхарата Муни приводит 108 каран. В своём комментарии к Силапатикарам Адияркуналлар также ссылается на каранам. В описании необходимых качеств танцора мы находим и такую фразу: «он (танцор) должен знать два вида танца». Автор далее называет эти виды, как Санти Кутту и Винода Кутту. Санти Кутту включает 4 вида исполнения: Соккам, Мей Кутту, Авиная Кутту и Натакам, при этом, даётся описание Соккам, как «состоящее из 108 каран». Его также называют Суддха Нриттам или абстрактный танец. Таким образом, можно сделать вывод, что 108 каран повсеместно практиковались в Тамил Наду.
Падма Субраманьяам изображает Караны
Караны Шивы и Парвати
Скульптуры Танджора
Если самым ранним письменным памятником является Натья Шастра, то самым ранним наглядным доказательством существующей практики караны можно считать храмовые изображения Брихадишвара в Танджоре. Первый учёный, который идентифицировал храмовые скульптуры с описанием Бхараты, стал знаменитый археолог, доктор наук Т.Н. Рамачандран. Когда правитель династии Чола, Раджараджа, построил храм в Танджоре, танцевальное искусство занимало высокое положение в Тамил Наду, и поэтому танцевальные фигуры каран были высечены в камне, став украшением первого яруса виманы (святилища).
Храм Брихадешвара, Таджор, династия Чола, 1008 г. н.э.
Натья Шастра была на 1000 лет старше ко временам строительства в Танджоре. Вполне возможно, что караны получили своё дальнейшее развитие, а некоторые из них, наоборот, совсем устарели и потеряли изначальное значение. Но благодаря гению великого правителя и скульпторов караны Бхарата Муни обрели бессмертие в прекрасных скульптурах Брихадешвара.
Караны, найденные в Танджоре, высотой в два фута, следуют друг за другом в предписанном Бхаратой Муни порядке. Всего было обнаружено 81 фигура, начиная с талапушпапута, а также другие, оставшиеся незаконченными. Но, без сомнений, видно, что все караны были воспроизведены в соответствии с описанием Натья Шастры и комментариями Абхинавагупты в Абхинавабхарати.
Зарегистрирован: 15.01.2008 Сообщения: 7504 Откуда: Москва
Добавлено: Пн Сен 15, 2008 3:56 pm Заголовок сообщения:
Скульптуры Кумбаконам
Следующим в хронологическом порядке за Танджором следует храм Сарангапани в Кумбаконам, который на полтора века моложе Брихадешвара. И хотя 108 каран, которые здесь найдены, приведены не в том порядке, который установил Бхарата, под каждой скульптурой мы находим название караны, выгравированное тамильским шрифтом грантха.
Зарегистрирован: 15.01.2008 Сообщения: 7504 Откуда: Москва
Добавлено: Пн Сен 15, 2008 4:04 pm Заголовок сообщения:
Чидамбарам
Гопурама Храма в Чидамбарам
Храм Натараджи в Чидамбараме открывает новую эру в скульптурной кодификации. Четыре гопурамы храма были воздвигнуты в течение трёх тысячелетий – с 13 по 16 век. Каждую из этих гопурам украшают прекрасно высеченные 108 каран. Особенно важными по значению являются восточная и западная гопурамы, так как под каждой караной приведено название на тамильском согласно Бхарата Муни. Более того, здесь приведены и целые сутры – разъяснения, под каждой фигурой.
Интересно сравнить караны этих трёх памятников архитектуры. В Танджоре они приведены без каких-либо письменных объяснений. В Кумбаконам под каждой караной присутствует надпись с названием. Но высшим достижением являются скульптуры в Чидамбарам, где мы обнаруживаем целые сутры Бхарата Муни.
В Танджорском храме фигуры изображают Шиву с четырьмя руками. В Кумбаконам они похожи на Сутраддара, причём, считается, что скульптуры здесь старше самих гопурам, которые возможно были воздвигнуты впоследствии. В Чидамбараме караны представляют женские фигуры в форме ардхасирпа в строгом следовании порядку Бхарата Муни.
Следует отметить, что изображения Шивы с четырьмя руками в Танджоре служат для обозначения симметрии, а также с целью показать движение, когда одна пара рук показывает начало, а вторая конец движения.
Караны
Есть некоторые вариации в интерпретации каран в трёх храмах, но очевидным остаётся то, что они одинаковы для обоих полов. Нет Тандава или Ласья караны, которые существовали бы независимо друг от друга. Конечно, некоторые выглядят более грациозно в то время, как другие являются акробатичными. Но даже эти акробатические трюки, похоже, были общеприняты как для мужчин, так и женщин. Такие караны, как сакатасьям, чакрамандалам и гангдватаранам – высоко акробатические по своей природе, предназначались в качестве упражнений для того, чтобы танцор или танцовщица держали себя в хорошей форме. Более того, считается, что в те времена искусство танца было неразрывно связано с гимнастикой или йогой, что также являлось естественным течением в развитии танца и в других странах.
Акробатическая карана в храме Сарангапани, Кумбаконум, Тамил Наду
Зарегистрирован: 15.01.2008 Сообщения: 7504 Откуда: Москва
Добавлено: Пн Сен 15, 2008 4:07 pm Заголовок сообщения:
Параллели в тамильских и санскритских текстах
Возвращаясь к практическому аспекту, любопытно отметить некоторые параллели в тамильских и санскритских текстах. Так, Натья Шастра даёт нам описание станам – статичных положений тела, как составляющих караны. В одном из тамильских текстов станам описывается, как нилай. Причём шесть нилай соответствуют шести стана из трактата Бхараты. Суддханандапракасам, один из ранних тамильских текстов о танце, также приводит названия этих поз: самам, вайшнавам, вайсакам, мандалам, алидам, пратьяалидамам.
Зарегистрирован: 15.01.2008 Сообщения: 7504 Откуда: Москва
Добавлено: Пн Сен 15, 2008 4:08 pm Заголовок сообщения:
Пять видов падам или движений ног также упоминаются в этой работе: самам, удгхатитам канчитам и санкарам. Причём, термины канчитам и санкарам соответствуют анчитам и агратала сайткарам в тексте Бхараты.
Из 16 Ангакрия, которые упоминаются в обоих текстах, приведём следующие:
Исходная поза стоп на тамильском называется самакали и самам – на санскрите.
Движение ступнёй в позиции сама, не отрывая от пола, на тамильском носит название сарикай и на санскрите – сарика.
Удар пяткой, носком или всей ступнёй – курттанам на тамильском и куттанам на санскрите.
Скрещивание ступней – суваттикам на тамильском и свастикам на санскрите.
Поворот стоя на одной ноге и с замахом другой – тамил. веттанам, санскр. вестанам.
30 нритта хаста также соответствуют 30 описаниям в Натья Шастре.
Термин мандалам также обнаруживает подробное описание в Натья Шастре. Но помимо значения мандала стана, как позиции, этот термин объясняется и в другом контексте. Мандалам – это комбинация группы чари или движений ног. Как мы видим, мандалам имеет более сложную концепцию, чем каранам. В то время как каранам состоит из комбинации чари, нритта хастам и станам, мандалам является комбинацией нескольких чари. И до тех пор, пока не будет точной ясности в том, что из себя представляют чари и каранам, мы не сможем определить структуру мандалам. А для того, чтобы реконструировать или хотя бы нарисовать приблизительную картину того, что из себя представлял танец Тамил Наду в эпоху Силаппатикарам, нашей основной целью исследования должно стать изучение каран, которое должно проходить как в литературной области, так и танцевальной скульптуры.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах